Методическая продукция

Комплектование состава кружка

развернуть

Комплектование состава детского объединения
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий — запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Организация предварительной записи
Предварительную запись в детское объединение нужно начинать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года. Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образования. Поэтому такая деятельность требует специальной организации.
Для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа.
Место предварительной записи должно быть обеспечено:
• информацией о детском объединении (полное название детского объединения, краткая справка о детском объединении — когда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы; опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);
• специально оформленной тетрадью или альбомом для внесения в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образование учреждения (д/с или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;
• карандашами или ручками.
При предварительной записи сообщаются:
а) информация о любых ограничениях для записи детей в детские объединения (возрастных, медицинских, организационных);
б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;
в) дата и время проведения Дня открытых дверей в Центре творчества.

Организация рекламы детского объединения
Реклама детского объединения может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.
1. Наглядная реклама:
• информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;
• рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях микрорайона, на подъездах и калитках жилых зданий и т.д.);
• рекламная листовка (распространяется в детском саду, школе, а также через почтовые ящики);
• рекламная выставка работ учащихся (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант);
• рекламный концерт учащихся (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).

Массовая запись в детские объединения
Массовая запись в детские объединения проводится, как правило, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:
- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;
- развешивание афиш;
- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.
День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:
• массовая запись в детские объединения;
• встреча и консультации с педагогом (педагогами);
• реклама деятельности детского объединения;
• организация выставок работ учащихся объединений по интересам;
• проведение мини-концертов учащихся объединений по интересам;
• организационное собрание кружка;
• дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).

Организационное собрание и необходимые документы
Следующим шагом в организации деятельности кружка является проведение организационного собрания кружка — первой встречи педагога со своими будущими учащимися.
На этом собрании в доступной для детей и родителей форме необходимо познакомить:
• с общим содержанием образовательной программы;
• с перспективами на текущий учебный год;
• с расписанием занятий, согласовав при этом удобное для всех время;
• с правилами поведения в учреждении и объединении по интересам;
• с требованиями к форме одежды;
• сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.
Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт учащихся и педагога. На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления, которые являются в настоящее время необходимым документом при приеме в объединение по интересам.
Следующий важный этап организации деятельности кружка — формирование учебных групп и составление расписания занятий .
Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:
- по возрасту;
- по уровню подготовки в данном виде деятельности;
- по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности (по итогам предварительной проверки);
- по выбору детьми времени, удобного для занятий (если в кружке используется методика работы со смешанным детским коллективом).
Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:
• с Уставом Центра творчества детей и молодежи;
• санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;
• районными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей;
• образовательной программой детского объединения.
По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с образовательной программой детского объединения являются основанием для открытия детского объединения и определения педагогической нагрузки педагога — списки учебных групп и расписание занятий.

Первые занятия
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд образовательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в объединении по интересам и перспективами личностного развития;
3) познакомить детей с организацией образования;
4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5) получить необходимую информацию друг о друге;
6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Второй этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
• разъяснение детям целей и задач объединения, содержания его образовательной программы,
• описание содержания и результатов первого года занятий,
• объяснение основных этапов овладения мастерством,
• рассказ о достижениях кружка в целом и его отдельных учащихся,
• рассказ о традициях объединения по интересам.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях кружка, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
• выставка детских творческих работ;
• стенгазета или рукописный журнал;
• альбом-летопись объединения по интересам;
• фотографии, слайды и видеофильмы;
• знаки отличия учащихся;
• награды объединения по интересам и его учащихся;
• выставка книг и периодической печати;
• информационный стенд.
Следующий этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
• тесты или тестовые задания;
• конкурсы и соревнования;
• познавательные игры;
• выполнение практической работы или творческого задания.
В кружках прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
• внесения коррективов в образовательную программу;
• разработки индивидуальных заданий;
• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
• выставочный зал Центра,
• кабинеты администрации учреждения,
• детские объединения сходного профиля;
• актовый зал;
• туалеты для мальчиков и девочек;
• гардероб.


МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
дополнительного образования детей
Методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного — наблюдение, устный конт роль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику.

Распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей

Методика дифференцированного обучения: при такой организа ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
Различные формы учебных занятий детского объединения
дополнительного образования

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
а) занятия в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2—3 видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
б) выездные занятия:
- учебные экскурсии;
- походы;
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования являетсятематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
I этап — организация;
II этап — теоретическая часть;
III этап — практическая часть;
IV этап — окончание занятия. 
Организация занятия
Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
• сбор детей;
• подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);
• подготовку рабочих мест воспитанников.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. За тем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
• изложение исторических данных по теме занятия;
• устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
• объяснение специальных терминов по теме занятия;
• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
• правила техники безопасности.
Теоретическая часть занятия не должна превышать 25—30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
• использование наглядного и раздаточного материала;
• использование технических средств обучения;
• привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
•использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последователь но и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и ин струменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
• возраст детей;
календарный период учебного процесса;
• тему учебного года;
• уровень подготовки детей;
• последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 15—20 мин)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
• подведение итогов практической работы;
• закрепление учебного материала;
• объяснение домашнего задания;
• организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания
в системе дополнительного образования:
• необязательность его наличия и выполнения;
• творческий характер;
• для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной.

Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
1) определение темы занятия;
2) продумывание общего хода занятия;
3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки 
детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия. 
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
• проветривание учебного кабинета;
• подготовка методических материалов к занятию;
• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка и проведение выездного занятия
Предварительная подготовка занятия включает:
1) определение темы и содержания занятия;
2) определение места проведения занятия;
3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка детей к выездному занятию:
• рассказ о месте проведения занятия;
• изложение содержания учебных заданий;
• обсуждение формы выполнения заданий;
• обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи 
детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
• в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
• на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
• обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.
Подготовка и проведение итогового занятия
Итоговые занятия могут проводиться:
• по окончании учебного года;
• по окончании полугодия или учебной четверти;
- после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
При проведении открытого занятия, посещения занятий администрацией, проверяющими педагог обязательно должен представить комиссии его план.
Общая структура плана занятия.
1. Вступительная часть:
- название детского объединения;
- дата, время и место проведения занятия;
- номер и год обучения учебной группы (учащегося);
- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
- тема занятия.
2. Концепция занятия, включая цели и задачи.
3. Ход занятия:
- краткое содержание и время теоретической части занятия;
- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;
- подведение итогов занятия — приемы работы с детьми и время.
4. Средства обучения — наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
5. Прогнозируемые результаты занятия.
Требования к концепции занятия:
• в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;
· задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

Требования к занятию детского объединения и его анализу
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
1) организация занятия;
2) дидактическая деятельность педагога;
3) воспитывающая деятельность педагога;
4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;
5) характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).
Качество организации занятия в совокупности определяют:
• состояние документации детского объединения;
• соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;
• соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;
• учет уровня работоспособности детей;
• выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
• рациональность использования времени на занятии;
• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
• организация ведения документации учащихся. 
Качество дидактической деятельности педагога определяют:
• опора на основные принципы дидактики;
• оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
• объективность оценок их деятельности;
• степень технической оснащенности занятия;
• уровень методического обеспечения занятия;
• оптимальность использования технических средств и методических материалов;
• умелое использование смены видов деятельности;
• обеспечение обратной связи;
• достижение поставленной дидактической цели занятия.
Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:
• воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
• опора на основные принципы воспитания;
• решение задач нравственного воспитания;
• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
• использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
• формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
Профессионально-личностную характеристику («портрет*) педагога составляют:
• знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
• его речь;
• педагогическая культура и такт;
• внешний вид педагога на занятии;
• позиция педагога по отношению к учащимся;
• стиль педагогического руководства;
• степень воздействия личности педагога на учащихся. 
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
• степень их активности и работоспособности на занятии;
• заинтересованность темой и содержанием занятия;
• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
• коммуникативная активность детей;
• интеллектуальное развитие учащихся;
• сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
• организованность и дисциплинированность учащихся на за нятии;
• стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
• внешний вид детей.
По представленной схеме может осуществляться анализ учебно го занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.
Различные формы массовой работы
с детьми в дополнительном образовании
Образовательная деятельность не ограничивается только «текущим» образовательным процессом, так как это вызывает снижение интереса детей к занятию, и как следствие понижается уровень результативности работы педагога.
Педагогу дополнительного образования необходимо постоянно продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с детьми. Это позволит:
- создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
- показать ему результаты его работы;
- создать условия для сплочения коллектива;
- формировать у детей стремление радовать окружающих;
- расширить границы образовательного процесса.
Самыми распространенными формами массовой работы с детьми в дополнительном образовании являются:
• выставки;
• концерты;
• клубные дни;
• состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.
           

свернуть

Организация работы по самообразованию

развернуть

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
(методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования)

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.
Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности
Адаптивный
Проблемно-поисковый
Инновационный
Цели самообразования педагога
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
Углубление знаний по разным методикам.
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования
Общение с высококлассными, опытными педагогами.
Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
Критический обзор периодической печати.
Индивидуальный план самообразования.

Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Общие положения:
настоящие рекомендации регулируют деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
Цель работы над темой самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
совершенствовать теоретические знания участников образовательного процесса, оттачивать грани педагогического мастерства педагогов-профессионалов;
способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
изучить и внедрить в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
вводить и использовать в Центре инновационные процессы.

Порядок работы над темой самообразования:
Выбор темы и сроков работы.
Составление индивидуального плана.
Отслеживание педагогом работы по теме.
Результаты работы по теме самообразования, форма представления.
Учет и контроль тем самообразования методистом.

Остановимся подробнее на каждом пункте.
Выбор темы и установление сроков работы
Тема самообразования формулируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от одного до пяти лет.
Составление индивидуального плана
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования.
Примерный план работы педагога над темой
Этапы
Содержание работы
Сроки
I.Диагностический
Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
1-й год работы над темой.
II.Прогностический
Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
1-й год работы над темой.
III. Практический
Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы.
2-й год; (3), (4).
IV. Обобщающий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.
3-й год, (4), (5).
V. Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

А затем должен быть выработан единый индивидуальный план самообразования.
Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем поставлена цель и сформулированы задачи самообразования с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.

Индивидуальный план самообразования

ФИО _______________________________________________________
Должность __________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________
Курсы повышения квалификации ______________________________
Индивидуальная тема _________________________________________
Когда начата работа над темой _________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой ________________
Цель, задачи самообразования по теме __________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала ____________________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления ________

Отслеживание педагогом работы по теме
В помощь педагогу для отслеживания работы над темой существуют следующие формы: работа с литературой и Интернет-ресурсами, посещение методических мероприятий.
К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания творческой лаборатории «Скарбница», семинары, педагогические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.
Ежегодно педагоги сдают отчет по работе над темой по самообразованию согласно примерному плану.

Примерный план отчета о работе над темой самообразования
за ________учебный год
ФИО ___________________________________________________
Должность ______________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Год работы над темой _____________________________________
Деятельность по реализации темы___________________________
(изучил(а) литературу; познакомился (ась) с опытом работы такого-то педагога; посетил(а) открытые занятия, заседания творческой лаборатории «Скарбница», семинары; прошел(а) обучение на курсах повышения квалификации; разработал(а) программу, подготовил(а) научно-методическую разработку, дидактический материал, методическое пособие; выступил(а) с сообщением, докладом; подготовил(а) реферат, статьи в журнале.
По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.

Итоговый отчет по самообразованию
ФИО ___________________________________________________________
Должность _____________________________________________________
Индивидуальная тема ____________________________________________
Срок и период работы над темой ___________________________________
Цель, задачи самообразования по теме ______________________________
Прошел(а) обучение на курсах повышения квалификации _______________
Изучена литература ______________________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний творческой лаборатории «Скарбница», РМО, семинаров и других мероприятий___________________
_______________________________________________________________
Наработанный материал __________________________________________
Форма представления материалов ___________________________________

Результаты работы и формы его представления.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
доклада,
реферата,
статьи в журнале,
программы,
дидактического материала,
методического пособия,
научно-методической разработки.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершении педагог публично представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
выступление (творческий отчет) на заседании творческой лаборатории «Скарбница», педсовета;
участие в методическом семинаре;
практикум;
тренинг;
мастер - класс;
открытое занятие.
Наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.

свернуть

Требования к занятию

развернуть


Требования к занятию объединения по интересам.
Рекомендации для начинающих педагогов
дополнительного образования.

Современное занятие объединения по интересам – целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи; это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.
Общие требования к занятию объединения по интересам:
Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей;
Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося;
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.
Каждое занятие должно быть направлено на достижение цели: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию. Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом; воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др, со стороны педагога- внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах; к развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.
Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).
Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.
Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.
Примерный план занятия может быть следующим:
Дата
Тема
Цель занятия
Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.
Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):
организационный (приветствие, организация внимания учащихся);
подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме);
основной (организация продуктивной деятельности учащихся, виды деятельности;
итоговый (подведение итогов, в какой форме);
рефлексия (в какой форме).
Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).
Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого рекомендуем ответить (самому себе) на следующие вопросы:
- добился ли я цели, которую ставил
- какова была атмосфера занятия
- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения
- насколько эффективны были применяемые методы и приемы
- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность учащихся
- каково настроение учащихся после занятия
- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач).
Алгоритм подготовки педагога к занятию:
Анализ предыдущего занятия (см. выше).
Моделирование последующего занятия.
Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).

свернуть