Материал районной творческой лаборатории "Скарбница" (дистанционной формы проведения) для изучения педагогами дополнительного образования

Нормативно-правовая документация, регламентирующая дополнительное образование

развернуть

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Статья 229. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи

 

  1. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи

реализуется по профилям:

1.1. техническому;

1.2. спортивно-техническому;

1.3. туристско-краеведческому;

1.4. эколого-биологическому;

1.5. физкультурно-спортивному;

1.6. художественному;

1.7. социально-экономическому;

1.8. социально-педагогическому;

1.9. культурно-досуговому;

1.10. военно-патриотическому;

1.11. естественно-математическому;

1.12. общественно-гуманитарному;

1.13. по иным профилям, определяемым положением об учреждении

дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

  1. Профили образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включают в себя направления деятельности, которые определяются учебнопрограммной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
  2. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется в очной и заочной формах получения образования.
  3. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также может реализовываться в учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического образования, учреждениях среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

Статья 230. Срок получения дополнительного образования детей и молодежи

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по соответствующему профилю.

 

ГЛАВА 47

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

Статья 231. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи

 

  1. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи – учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
  2. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов:

2.1. центр (дворец);

2.2. детская школа искусств.

  1. Центр (дворец) – учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
  2. Детская школа искусств – учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне.

Статья 232. Управление учреждением дополнительного образования детей и молодежи

 

  1. Непосредственное руководство учреждением дополнительного образования детей и молодежи осуществляет его директор.
  2. Директор учреждения дополнительного образования детей и молодежи назначается на должность и освобождается от должности его учредителем.
  3. Основным органом самоуправления учреждения дополнительного образования детей и молодежи является совет, возглавляемый его директором.
  4. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

ГЛАВА 48

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 233. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного

образования детей и молодежи

 

  1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи может быть организован:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. в иных организациях, которым в соответствии с законодательством

предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

1.3. на дому;

1.4. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи организуется по учебным годам.

Структура учебного года определяется учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

  1. Освоение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях.

Базовый уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины – изучение содержания образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, которое является обязательным при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по определенному направлению деятельности соответствующего профиля.

Повышенный уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины – изучение содержания образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, которое включает в себя базовый уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины с углублением их содержания.

  1. Учащиеся учреждений образования (за исключением детских школ искусств), иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, изучают образовательные области, темы, учебные предметы, учебные дисциплины на базовом уровне, а также с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать образовательные области, темы, учебные предметы, учебные дисциплины на повышенном уровне в пределах количества учебных часов, установленного учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Учащиеся детских школ искусств изучают образовательные области, темы, учебные предметы, учебные дисциплины на повышенном уровне.
  2. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (урок).
  3. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях образования (за исключением детских школ искусств), иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы

дополнительного образования детей и молодежи в детских школах искусств осуществляется в группах и (или) индивидуально.

  1. Объединение по интересам создается из числа детей и молодежи на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом учащихся.
  2. Наполняемость объединения по интересам первого года обучения составляет от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения – не менее 8 учащихся. При обучении лиц в возрасте от двух до шести лет наполняемость объединения по интересам составляет от 8 до 10 учащихся.
  3. Наполняемость группы составляет от 10 до 12 учащихся, а при обучении в детской школе искусств менее 100 учащихся – от 3 до 6 учащихся.
  4. Учредитель учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, может устанавливать меньшую наполняемость объединения по интересам, группы.
  5. В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией

образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, объединение по интересам, группа могут делиться на подгруппы.

  1. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в соответствии с индивидуальной программой дополнительного образования детей и молодежи.

Статья 234. Общие требования к приему лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи

 

  1. Прием лица для получения дополнительного образования детей и молодежи осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
  2. Прием лиц для освоения содержания образовательной программы

дополнительного образования детей и молодежи по спортивно-техническому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и военно-патриотическому профилям осуществляется на основании документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и медицинской справки о состоянии здоровья.

  1. Прием лиц для освоения содержания образовательной программы

дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, за исключением направления деятельности «хореография», осуществляется на основании документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и по результатам проверки способностей, проводимой в порядке, определяемом положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

  1. Прием лиц для освоения содержания образовательной программы

дополнительного образования детей и молодежи по направлению деятельности «хореография» художественного профиля осуществляется на основании документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, медицинской справки о состоянии здоровья и по результатам проверки способностей, проводимой в порядке, определяемом положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

  1. Прием лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

 

Статья 235. Получение дополнительного образования детей и молодежи на дому

  1. Для учащихся, которые получают общее среднее образование или специальное образование на дому, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому.
  2. Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по месту жительства (месту пребывания) учащегося.
  3. Решение о получении дополнительного образования детей и молодежи на дому принимается учреждением образования, организующим образовательный процесс для получения общего среднего образования или специального образования на дому, на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося).
  4. Порядок организации получения дополнительного образования детей и молодежи на дому определяется положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

 

Статья 237. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

  1. Текущую и итоговую аттестацию при получении дополнительного образования детей и молодежи проходят учащиеся только при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.
  2. Формы, порядок оценки результатов учебной деятельности и проведения текущей и итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи определяются Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

 

ГЛАВА 49

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

Статья 238. Система научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи

  1. Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:

1.1. учебно-программную документацию образовательной программы

дополнительного образования детей и молодежи;

1.2. программно-планирующую документацию воспитания;

1.3. учебно-методическую документацию;

1.4. учебные издания;

1.5. информационно-аналитические материалы.

  1. Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи осуществляют:

2.1. организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение

дополнительного образования детей и молодежи;

2.2. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

2.3. иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

2.4. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

2.5. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

 

Статья 239. Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

  1. Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:

1.1. типовые программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.2. типовые учебные планы детских школ искусств;

1.3. типовые учебные программы детских школ искусств;

1.4. программы объединений по интересам;

1.5. экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.6. индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи.

  1. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных

областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, за исключением ее реализации в детских школах искусств.

Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи

разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Типовой учебный план детских школ искусств является техническим

нормативным правовым актом и устанавливает перечень, последовательность и объем изучения учебных предметов, учебных дисциплин, срок получения дополнительного  образования в детских школах искусств, порядок прохождения учебной практики.

Типовые учебные планы детских школ искусств разрабатываются Министерством культуры Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством культуры Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключений органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, об их соответствии

санитарно-эпидемиологическому законодательству.

  1. Типовая учебная программа детских школ искусств является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, уровни их изучения, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания в детских школах искусств.

Типовые учебные программы детских школ искусств разрабатываются

Министерством культуры Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи в сфере культуры, и утверждаются Министерством культуры Республики Беларусь.

  1. Программа объединения по интересам определяет цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Программа объединения по интересам разрабатывается учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения

образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (для иных организаций).

  1. Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи апробируется в учреждении образования, реализующем образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия (уроки).

Индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи или типовых учебных планов детских школ искусств, типовых учебных программ детских школ искусств учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются его руководителем.

 

свернуть

Методические рекомендации по созданию ОМК

развернуть

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ (ОМК)

Образовательно-методический комплекс (ОМК)

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи строится на основе программ объединений по интересам. В последние три года количество программ значительно возросло благодаря проведению республиканских конкурсов программно-методического обеспечения образовательного процесса по различным профилям дополнительного образования детей молодежи. У педагогов появилась возможность использовать этот опыт при разработке собственных программ объединений по интересам. Вместе с тем, для молодых педагогов определенные затруднения представляют технологические механизмы реализации и практическое воплощение программы, созданной другим автором. Помочь в этом могут учебно-методические (образовательно-методические) комплексы, которые являются важным средством организации педагогического труда, систематизированным собранием материалов для качественного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Образовательно-методический комплекс (ОМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

С чего же следует начинать работу по проектированию и созданию ОМК? 

В первую очередь создателям комплекса необходимо понять, для чего он создается.

Цель ОМК – обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в ОМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации. Основным документом ОМК является программа объединения по интересам. На основе ее разрабатывается весь комплекс, который может включать: программу объединения по интересам (основной документ); методические материалы (методические разработки занятий, рекомендации, дидактические, информационные, справочные материалы на различных носителях, инструкции, литература и т.д.); материалы по индивидуальному сопровождению учащихся (это могут быть методики психологопедагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей).

Автор-составитель ОМК самостоятельно решает, какие материалы могут входить в создаваемый комплекс. Его можно представить в виде следующих разделов:

- теоретический (теоретические материалы изучаемой предметной области);

- методический (материалы для практических работ по формированию умений и навыков учащихся, литература для педагога и учащихся, дидактические и информационные материалы, учебно-программная документация, методические разработки отдельных тем, занятий и другое);

- диагностический (тесты, анкеты, вопросники, другие материалы для определения результатов освоения учащимися образовательной программы).

Разработку ОМК можно разделить на три этапа: составление плана комплекса и анализ уже имеющегося материала; разработка и сбор материалов, составляющих содержание комплекса; дальнейшее развитие и совершенствование ОМК (создание целостной системы образовательно-методического комплекса в виде печатных и электронных материалов по конкретной предметной области, объединенных концептуально, структурно, содержательно). Желательно составить пояснительную записку к ОМК, которая представляет материалы, входящие в комплекс и информацию о том, как их использовать.

Практическая значимость ОМК во много раз возрастает в период аттестации педагога, показывает выход на более высокий уровень профессионализма, проявляет творческие стороны труда педагога. Наличие ОМК помогает обеспечить качественное и результативное освоение образовательной программы учащимися. Включение в комплекс разноуровневых заданий с учетом физических, творческих и интеллектуальных возможностей учащихся предоставляет им реальный выбор индивидуального образовательного маршрута, позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься любимым делом с максимальной пользой для себя.

Такой современный набор обучающих средств позволит обеспечить качественный и эффективный уровень образовательного процесса в объединениях по интересам. 

Рекомендуемая структура ОМК

РАЗДЕЛ 1.Нормативное обеспечение образовательного процесса: (прописывается в виде каталога)

- Кодекс Республики Беларусь об образовании». Раздел XIII «Дополнительное образование детей и молодёжи», глава 46 «Система дополнительного образования детей и молодёжи»

- Государственная программа «Образование и молодёжная политика» на 2016-2020гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь №250 от 28.03.2016)

- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №82 от 15.06.2015)

- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020гг. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №9 от 09.02.2016)

- Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 149 от 25.07.2011 г.)

- Положение о педагогическом совете учреждения дополнительного образования детей и молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь №2 от 03.01.2014)

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017г. «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»

 

РАЗДЕЛ 2.Теоретический раздел 

- программа типовая и  программа объединения по интересам;

 

РАЗДЕЛ 3.Практический раздел 

В данный раздел могут входить следующие материалы:

1.1. учебно-методические пособия (прописываются в виде каталога);

1.2. методические разработки учебных занятий, мероприятий (технологические карты, планы-конспекты учебных занятий, сценарии);- фрагменты

1.3. методические разработки с описанием вида и алгоритма выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ; 

1.4. описание методик, используемых педагогом в учебном процессе для решения определенных педагогических задач;

1.5. дидактический материал (основные планы- конспекты, карточки, рабочие тетради, шаблоны и трафареты, фотографии, схемы, выкройки, репродукции, иллюстрации, инструкции по изготовлению моделей, игрушек и т.д.);

1.6. инструкции (правила) по безопасной работе с оборудованием, инструментами, материалами и т.д.;

1.7. наглядные пособия (препараты, таблицы, графики, образцы, объемные модели, муляжи и т.д.); в виде ФОТО

1.8. видеоматериалы, аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи) 

 

РАЗДЕЛ  4.          Раздел контроля знаний

1.1. диагностические методики для проведения входного и текущего контроля (тесты, опросники, анкеты, программы (планы) наблюдений, викторины, условия конкурсных, итоговых программ и соревнований с критериями (баллами) оценки, листы самоанализа (самоооценки) учащихся, карты интересов и предпочтений учащихся и т.д. и их описание;

1.2. контрольные задания для отслеживания результатов освоения учащимися каждой темы учебно-тематического плана образовательной программы;

1.3. контрольно-оценочные материалы для проверки знаний (тесты с ключом для проверки правильности ответов; тексты контрольных, самостоятельных, лабораторных работ, перечни вопросов, заданий и т.д.).

 

РАЗДЕЛ 5.  Вспомогательный раздел

ОМК содержит дополнительную информацию, способствующую самостоятельной работе учащего по освоению программы, ориентированию в материалах комплекса, и включает следующие материалы:

- перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения образовательной области;

- список справочной литературы (энциклопедий, словарей, справочников, таблиц, баз данных, ссылок, сайтов и др.);

- список научных, научно-популярных изданий и публикаций, описаний экспериментов и т.д.;

 

РАЗДЕЛ 6.  Воспитательный компонент

- сценарии праздников

- творческие отчеты

- фотоальбомы

- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.)

 

свернуть

Разъяснение Главным управлением по образованию облисполкома совместно с Брестским областным комитетом профсоюза работников образования и науки по следующим вопросам:

развернуть

Разъяснение Главным управлением по образованию облисполкома совместно с Брестским областным комитетом профсоюза работников образования и науки по следующим вопросам:

Вопрос № 1 «О возрасте учащихся для написания заявлений от своего имени»

Вопрос № 2 «О минимальном количестве учащихся необходимом для решения о закрытии объединения по интересам»

Вопрос № 3 «О времени посещения являющимся основанием для отчисления из объединений по интересам»

Вопрос № 4 «О зачислении в объединения по интересам 2-го и последующего годов обучения без прохождения обучения»

Вопрос № 5 «Об обязанности зачисления в объединение по интересам в период учебного года педагогом дополнительного образования в целях недопущения уменьшения численности учащихся по годам обучения»

Вопрос № 6 «О записи ребенка в 2 объединения по интересам

Вопрос № 7 «О записи ребенка в 2 объединения по интересам и их посещение с опозданием в 1 час»

Вопрос № 8 « О возможности производить пробные посещения объединений по интересам»

Вопрос № 9 «О необходимости ведения журнала регистрации заявлений»

Вопрос № 10 «О необходимости предоставления дополнительных справок о состоянии здоровья»

Вопрос № 11 «О необходимости предоставления медицинской справки о состоянии здоровья для зачисления в объединение по интересам по спортивно-техническому профилю без физической нагрузки»

Вопрос № 12 «О необходимости контроля за работниками объединений по интересам работающих на условиях совместительства со стороны руководителя учреждения образования общего среднего образования, где они проводят уроки»

Вопрос № 13 « О применении к педагогам дополнительного образования постановления Министерства образования Республики Беларусь №25 от 30.03.2007 в каникулярный период»

https://yadi.sk/i/eXzqwzxgBWoa5A

свернуть

Рекомендации по дистанционному обучению в объединениях по интересам дополнительного образования

развернуть

Рекомендации по дистанционному обучению

в объединениях по интересам дополнительного образования

Вводная часть

Дистанционная форма образования предполагает общение педагога и обучающегося на расстоянии. Обмен информацией происходит с помощью интернета, онлайн-сервисов. Учащийся может получить консультацию, необходимую литературу от преподавателя, послушать лекцию удаленно. Контроль знаний также проводится дистанционно: по видеосвязи или с помощью интерактивных программ тестирования.

Одними из главных особенностей дистанционного обучения являются мотивация и способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает от ученика наличие мотивации к получению знаний и навыков. Без мотивации процесс обучения будет невозможен, так как дистанционное обучение не предполагает строгого контроля со стороны педагогов и кураторов. Также дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ученик осваивает самостоятельно. В том случае, если у человека нет навыков самообразования, то ему процесс обучения будет даваться крайне сложно.

Не все родители готовы помогать дома детям, а дистанционное обучение этого требует в той или иной степени и без помощи родителей процесс дистанционного обучения будет иметь очень низкий КПД (если вообще будет). Таким образом при планировании и введении формы дистанционного обучения с обучающимися необходимо иметь постоянную обратную связь с родителями учеников и уметь их, родителей, убедить о первостепенной важности их помощи в этом процессе.

Еще одной особенностью дистанционного обучения является сложность при обучении практическим навыкам. Дистанционная форма прекрасно подходит для теории и творческих предметов, однако возникают определенные проблемы с освоением учебных программ, в которых много практических занятий.

В дистанционном формате происходит изменение роли педагога: он уже не столько транслятор знания, сколько фильтр и навигатор для детей: нужно тщательно отбирать материал, чтобы каждая секунда взаимодействия с ним была полезной, и к нему направлять детей — чтобы они поисследовали и «добыли» свое знание. То есть педагог организует среду, в которой дети развиваются и учатся, и дает обратную связь, чтобы процесс был эффективным и целенаправленным.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line). Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

Необходимо принимать во внимание текущие условия, при которых происходит переход на дистанционное обучение. К весне, как правило, многие педагоги уже прошли с обучающимися большую часть теоретических занятий. Весна – это время практических занятий и соревнований. Практические занятия, которые нет возможности освоить дистанционно, необходимо заменить освоением новой теории или повторением ранее изученной теории и практики (например, для занятий в объединении «Спортивное скалолазание» в приложении №3 указаны примерные темы теоретических занятий). Те практические навыки, которые возможно освоить полностью или частично в домашних условиях (например, вязка узлов, некоторые простые упражнения без использования специальных средств, основы работы с компасом, укладка рюкзака и т.д.), провести в режиме онлайн.

Цель и задачи

Основной целью применения дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся в объединениях по интересам доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные программы с использованием информационных технологий.

Задачи перехода на дистанционное обучение в контексте объединений по интересам дополнительного образования:

  • повышение качества и доступности дополнительного образования;
  • повышение эффективности организации учебного процесса;
  • развитие у обучающихся мотивации к познанию и творческих способностей;
  • формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.

Основные принципы организации обучения с применением дистанционных технологий

  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса;
  • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
  • принцип модульности, позволяющий обучающемуся и педагогу использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
  • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.

Методы и формы

Выбирая систему по способу получения учебной информации - более предпочтительными к использованию в нынешних условиях в системе дополнительного образования являются смешанные системы (синхронные и асинхронные). Выбор непосредственной системы остается за педагогом с учетом специфики излагаемого материала и непосредственной задачи обучения.

Методов и форм обмена информацией с обучающимися в режиме «онлайн» в нынешнее время достаточно много. Наиболее популярные и продуктивные платформы описаны в приложении №1. Для себя обозначим формы исходя из поставленных задач:

  1. Подача материала
    • Лекция (педагог, используя одну из веб-платформ или сервисов, читает необходимый теоретический материал).
    • Вебинар (онлайн-семинар, онлайн-занятие).
    • Видеоуроки (уроки и методические рекомендации для обучения новым техническим и тактическим приемам, записанные в видеоформате).
    • Литература (формируется список необходимой литературы по определенной теме; обучающиеся самостоятельно знакомятся с материалом).
    • Модульное обучение (формируются специальные учебные модули, где обозначены ссылки на необходимые материалы по теме занятия, основные понятия и т.д.; обучающиеся осваивают учебную программу самостоятельно и поэтапно в соответствии с модулем).
  2. Закрепление материала
    • Мониторинг (предполагается наблюдение за процессом обучения; платформы и возможности для педагога указаны в приложении 1).
    • Игры (один из самых эффективных способов закрепления изученного материала; существуют различные игры на компьютере, например, Cathing Features для спортивного ориентирования и т.д., или различные настольные игры – педагог выбирает сам в зависимости от специфики своего объединения, задачей и технических возможностей).
    • Самостоятельные занятия учащихся по закреплению ранее изученным практическим упражнениям, формирование на этой основе определенных навыков (самостоятельно или под контролем педагога в онлайн-режиме; но необходимо понимать, что в группах с количеством в 12-15 обучающихся с использованием веб-технологий это сделать сложно).
  3. Контроль
    • Тестирование по пройденным темам (предлагаются онлайн-тесты на соответствующих платформах, офлайн задания на подобие тестов Т.В.Моргуновой для спортивного ориентирования и т.д.).
    • Организация заочных соревнований по темам, которые не предполагают использования специализированных средств и поддаются дистанционному контролю (например, соревнования по вязке узлов и т.п.).
  4. Рефлексия. На нее стоит обратить особое внимание, т.к. для обучающихся в объединениях по интересам дистанционная форма обучения достаточно новая и необычная. Кроме этого, необходимо учитывать не самую позитивную психологическую обстановку во время пандемии. Таким образом – необходимо достаточное время уделять обсуждению с обучающимися новых методов обучения, их отношению к подобным нововведениям

Данный список форм и методов не является исчерпывающим. Педагогический и тренировочный процесс в каждом объединении уникален, и педагог выбирает те формы и методы работы, которые в данном случае уместны, безопасны и имеют необходимый результат. Перед началом планирования работы по дистанционному обучению необходимо ознакомиться с планом действия для педагога, разработанным руководителем студии педагогического дизайна «Kurvits Studio» Мариной Курвитс. Это позволит избежать педагогу типичных ошибок, совершаемых во время нала дистанционной работы с обучающимися.

Приложение 1

  1. Сервисы, с помощью которых возможно организовывать

 онлайн-урок в режиме реального времени

Zoom zoom.us/

Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Учащиеся могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и «расшаривать» свой экран.

Facebook Live

Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.

Instagram Live

Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.

WiziQ  www.wiziq.com/

Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются учащиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече.

Periscope

Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы учащиеся могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.

Skype

Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.

  1. Сервисы, через которые можно передавать учебное содержание
    • Видео

Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.

Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com

Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране.

С помощью этого сервиса можно:

записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);

записывать объяснения темы (урок, лекция);

записывать упражнения и решения примеров.

Рабочие листы в документах Google

Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ учащимся. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ педагогу с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.

Edpuzzle  https://edpuzzle.com/

При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.

В Edpuzzle создается группа, и педагог может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.

  • Тесты для самопроверки

С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.

LearningApps https://learningapps.org/

Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.

Kubbu  http://www.kubbu.com 

Интерактивные задания по любым учебным предметам.

Quizlet https://quizlet.com/

Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.

H5P h5p.org

Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются учащимся по ссылке.

  1. Мониторинг

Под мониторингом предполагается наблюдение за процессом обучения. И здесь указаны сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий.

Таблица продвижения

Создайте в «Таблицах Google» таблицу, в которую внесите имена учащихся (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать учащиеся. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.

Работа в Google-документах

Учащиеся могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Педагог может отслеживать продвижение учащегося по заданию, комментировать выполнение задания, направлять учащегося.

Classtime https://www.classtime.com/

Лозунг платформы — больше времени учителям для работы с учениками. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.

Formative https://goformative.com

Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.

При помощи этого инструмента педагог создает учебный материал, который может содержать

контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);

задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);

дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии.

Wizer http://app.wizer.me

С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют учителю быстро предоставлять учащимся обратную связь.

  1. Обратная связь

Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.

Direct Poll https://strawpoll.de

В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды.  Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.

Google Form

С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.

Quizizz http://quizizz.com

Сервис для создания викторин. Учащиеся проходят викторину, а педагог видит статистику по каждому ученику.

Kahoot

При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно. Обязательно попробуйте их.

  1. Платформы для обучения

Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.

Google Classroom https://classroom.google.com/

Google Sites https://sites.google.com/

Блог

Закрытая группа в социальных сетях (например, facebook группа, доступ к которой есть у всего класса. Удобно быть на связи с учащимися и можно проводить онлайн-уроки).

 

Приложение 2

План действия для педагога

Определите, как будете проводить дистанционное обучение

В первую очередь продумайте, как вы будете работать с учениками. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию.

Встречи в режиме реального времени

Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им. В конце статьи вы найдете список сервисов, позволяющих проводить онлайн-встречи.

 Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

Спланируйте работу

Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учеников по вашему учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.

Задайте себе три вопроса:

  • Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
  • Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
  • Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.

Можно составить план работы и для учащихся. Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.

Определите, как будете связываться с учениками

У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше иметь альтернативный источник связи).

Начните создавать учебные материалы

Привычные формулировки заданий в электронном журнале “учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.

К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.

Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.

Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться

Вызов 1. Ученики, которые не работали на занятии, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому педагогу. Надо решать индивидуально по каждому ученику. Для кого-то сработает совместная работа, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Использование карательных мер рекомендую избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.

Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы на занятии передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело – сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем, когда они работают дома.

Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся.

Старайтесь избежать этих ошибок

Ошибка 1. Составлять список заданий для ученика (как «домашка», которую учителя привыкли задавать) в электронный журнал. Наша задача – не задания набросать для учеников, а выстроить их обучение.

Ошибка 2. Думать о том, как контролировать ученика. В этом случае мы в первую очередь будем думать о том, как и за что выставить отметку, а не о том, как помочь ему учиться.

Ошибка 3. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог. Когда ученик изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — он учится. Этот процесс мы поддерживаем своей обратной связью и помощью одноклассников, например, в совместном чате. Когда он уже научился, тогда мы проводим работу на отметку, как итог той работы, которую он проделал в течение какого-то времени.

Ошибка 4. Просить учеников фотографировать задания и присылать вам на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима ваша обратная связь. Иначе на ваш почтовый ящик будут каждый день приходить около сотни писем с фотографиями учеников.

 

Приложение 3

Примерные темы теоретических занятий для объединения по интересам «Спортивное скалолазание»

  1. Правила проведения теоретических и практических занятий по скалолазанию в режиме онлайн. Проведение инструктажей по технике безопасности.
  2. Виды соревнований по скалолазанию. Знакомство с правилами соревнований по скалолазанию. Правила поведения на спортивных соревнованиях по скалолазанию в зале, на открытой местности.
  3. Гигиена и режим питания скалолаза. Изменение питания в условиях ограничений (акцент на низкоуглеводную но высокобелковую пищу и др.).
  4. История развития скалолазания в мире, в Беларуси. Современные тенденции развития. Биографии и методики работы ведущих спортсменов по скалолазанию в мире и РБ.
  5. Основы психологической подготовки скалолаза. Морально-волевые качества спортсмена.
  6. Самоконтроль и самодисциплина при занятиях общей и специальной физической подготовкой (дыхание, измерение частоты сердечных сокращений и др.).
  7. Основы техники скалолазания.
  8. Общая физическая подготовка. Создание графика общей физической подготовки с учащимися. Рассылка обучающимся. Ведение дневника обучающегося по ОФП. Проведение трансляций в инстаграмм.
  9. Специальная физическая подготовка. Подготовка графика специальной физической подготовки. Рассылка обучающимся. Показ приёмов и техник выполнени

 

свернуть