В помощь педагогу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

09.08.2021
развернуть

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Программа объединения по интересам разрабатывается на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь в соответствии с профилем объединения, алгоритм составления которой и послужит для вас образцом.

Культурно-досуговый профиль

Общественно-гуманитарный профиль

Социально-экономический профиль

Военно-патриотический профиль

Естественно-математический профиль

Социально-педагогический профиль

Спортивно-технический профиль

Технический профиль

Туристско-краеведческий профиль

Физкультурно-спортивный профиль

Художественный профиль

Эколого-биологический профиль

 

В соответствии с установленными требованиями программа дополнительного образования детей и молодежи определяет: цели и задачи изучения образовательной области, учебного предмета, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение, виды занятий, формы и методы реализации программы, прогнозируемые результаты, используемую и рекомендуемую литературу.

Программа дополнительного образования детей и молодежи должна содержать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание образовательных областей.
  5. Ожидаемые результаты.
  6. Формы подведения итогов реализации программы.
  7. Формы и методы реализации программы.
  8. Литература и информационные ресурсы.

  

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

На титульном листе программы указывается следующая информация: наименование учреждения дополнительного образования детей и молодежи; когда и кем утверждена программа; полное название программы («ШАГ» - «Школа активного гражданина» необходимо пояснить образовательную область, к которой относится программа («Театр», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное творчество», «Хореография» и т.д.)); Ф.И.О. и должность автора; возраст учащихся; срок реализации программы; город/район; год разработки программы.

 

Отдел по образованию Пинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Центр творчества детей и молодежи» Пинского района

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения

образования «Центр творчества детей и молодежи»

Пинского района

_________ А.А.Левошко

___. ___. 2019г.

 

 

 

Программа

объединения по интересам

«Чердачок»

(образовательная область «Декоративно-прикладное творчество»)

 

 

Педагог дополнительного образования

Ярмак Виктория Валерьевна

Возраст учащихся: 11 – 16 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

Пинковичи, 2019

 

 

Программа составлена на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль).

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол №___ от  _______________

 

Директор                                                                                  А.А.Левошко

Методист                                                                                  С.В.Репецкая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В «Пояснительной записке» прописывается актуальность программы.

Исключить из пояснительной записки слова «ребята», «школьники», «ученики», «дети», «учитель». Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании в объединениях по интересам занимаются «учащиеся» или «обучающиеся», «педагог».

Разрыв в возрасте детей должен быть 2-4 года максимум, в малокомплектных учреждениях могут быть исключения.

Необходимо указать (Программа объединения по интересам «Чердачок» составлена на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи от 6 сентября 2017г. пос. № 123 (художественный профиль).

Задачи реализации программы рекомендуется разделить на обучающие (предметные), развивающие (приобретение определенных умений и навыков) и воспитательные (формирование тех или иных личностных качеств). Задачи должны быть достижимыми, максимально четко и точно сформулированными, что облегчает определение результатов освоения программы.

Например:

Цель реализации программы: создание условий для формирования творчески активной личности, развитие художественно-творческих способностей каждого учащегося в процессе постижения мастерства современного рукоделия.

Задачи:

- учить мастерству ручного шитья, технологии изготовления мягкой игрушки, кукол-оберегов;

- учить технологии вышивки атласными лентами, технике ткачества поясов на настольном ткацком станке;

- знакомить учащихся с историей развития и видами декоративно-прикладного творчества Беларуси;

- способствовать освоению норм здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности;

- развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

- развивать творческие способности и фантазию, образное и пространственное мышление учащихся;

- воспитывать бережное отношение к сохранению традиций ткачества;

- воспитывать трудолюбие и уважение к национальным ценностям.

Обращаю ваше внимание на то, что программа обязательно должна включать следующий абзац, в котором указывается уровень, срок реализации программы, продолжительность освоения программы (в часах), количество занятий в неделю, наполняемость группы, возраст учащихся. Особенностью занятий в каникулярное время является переменный состав учащихся. Во время проведения районных массовых мероприятий, предметных олимпиад, научно-практических конференций с участием учащихся объединения по интересам, посещаемость может снижаться до 50%

Например: Программа объединения по интересам является программой базового уровня. Срок реализации программы – 1 год (36 недель – 216 часов). Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы является занятие, которое проводится 2 раза в неделю по 3 часа. Наполняемость группы в первый год обучения 12-15 человек, второй год обучения -  8 человек. В группу принимаются учащиеся 11-16 лет.

По отдельным темам, предусмотренным учебно-тематическим планом программы, группы могут делиться на подгруппы, а также могут проводиться индивидуальные занятия с учащимися, которые предполагают подготовку работ к областным и республиканским конкурсам. Особенностью занятий в каникулярное время является переменный состав учащихся. Во время проведения районных массовых мероприятий, предметных олимпиад, научно-практических конференций с участием учащихся объединения по интересам, посещаемость может снижаться до 50%

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

При составлении учебно-тематического плана (как правило, выполняется в виде таблицы) следует учитывать следующее: учебно-тематический план – это перечень разделов и тем программы с указанием количества часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему; между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания должно быть логическое соответствие.

-Практических занятий в плане согласно типовой программе дополнительного образования детей и молодежи не должно быть больше 70%. Между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания должно быть логическое соответствие.

-На каждый год обучения желательно перед учебно-тематическим планом прописать задачи.

Вводное и итоговое занятия не нумеруются!

 

Например:

-Если программа рассчитана на 2-3 года, необходимо учитывать, как будет усложнятся каждый раздел учебно-тематического плана по годам.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения)

- учить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;

- учить мастерству ручного шитья, технологии изготовления примитивной куклы, интерьерной игрушки, авторской куклы;

- учить технике вышивки атласными лентами;

- учить технологии изготовления народных кукол-оберегов;

- знакомить с основами цветоведения, композиции;

- развивать творческие способности и фантазию учащихся, чувство эстетического восприятия прекрасного;

- формировать умение строить отношения со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать трудолюбие и уважение к труду, к мастерам своего дела.

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

      Теоретические

Практические

 

 Вводное занятие. Материалы       инструменты

 

3

 

3

 

-

1

Виды ручных строчек и швов

9

2

6

2

Швейные машинки. Машинные швы

9

3

6

3

Вышивка лентами, тесьмой

21

6

15

4

Народные куклы-обереги

24

3

20

5

Интерьерные игрушки

36

5

29

6

Символ года

21

4

14

7 77  

  Игрушка «Тильда»

36

8

26

8       88

Текстильные поделки

24

4

18

9

Авторская кукла

30

5

22

 

Итоговое занятие

3

-

3

 

ИТОГО:

216

43

173

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Данный раздел включает содержание теоретических и практических занятий с указанием форм их проведения.

Например:

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Вводное занятие (3 ч.)

Знакомство с учащихся, планом работы, материалами, инструментами, тканями, используемыми в шитье. Изучение правил безопасного поведения на занятии, в учреждении.

Виды ручных строчек и швов (9 ч.)

Инструменты и приспособления для шитья (ножницы, игла, наперсток, сантиметровая лента). Правила безопасного поведения при работе с колющими инструментами. Терминология ручных работ.

Назначение сметочных стежков. Виды работ, выполненных сметочными стежками. Обметочные стежки, их назначение, виды. Копировальные стежки, подшивочные (потайные, крестообразные), применение, правила выполнения. Простые ручные декоративно-отделочные работы, технология их выполнения.

 Практическая работа: Выполнение обметочных, сметочных, подшивочных, копировальных, стачных швов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ должны в полной мере отражать выполнение поставленных задач. Они могут быть сформулированы по таким показателям, как наличие основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также уровни их освоения; перечень важнейших личностных качеств, которые планируется сформировать у учащегося за период его обучения по данной программе.

Например:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По результатам освоения программы первого года обучения учащиеся должны знать:

- правила безопасного поведения  при работе с ножницами, иглой, утюгом;

- основные инструменты и материалы, необходимые для работы с различными  видами рукоделия;

- основные  материалы, используемые для изготовления мягкой игрушки;

- технологию создания простых выкроек по готовому образцу;

- отличительные особенности и технологию изготовления интерьерной игрушки (чердачные, тильды, примитивные игрушки);

- основные виды ручных и декоративных швов, их названия и особенности;

- особенности работы с готовыми выкройками, шаблонами, лекалами;

- технологию создания простых выкроек по готовому образцу.

По результатам освоения программы первого года обучения учащиеся должны уметь:

- правильно организовать свое рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила  безопасного поведения на занятии;

- подбирать и готовить нужные инструменты и материалы, знать их название, область применения в каждом конкретном виде рукоделия;

- работать с готовыми выкройками, шаблонами, лекалами;

- создавать простые выкройки по готовому образцу (с помощью педагога);

- выполнять все виды ручных швов;

- правильно набивать игрушки и обрабатывать швы;

- разрабатывать простейшие эскизы изделий;

- использовать различные элементы различных техник при создании изделия;

- оформлять готовые изделия, создавая целостный образ (в соответствии с отличительными особенностями каждой техники).

Ожидаемые результаты пишутся после каждого года обучения.

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В этом разделе необходимо четко прописать формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятия; концерт, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, викторина, собеседование, анкетирование и другие.

Например:

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Итоги реализации программы в объединении по интересам подводятся в форме выставки с  защитой творческого проекта.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В разделе «Формы и методы реализации программы» представляется описание форм занятий, планируемых по разделам (темам), приемов и методов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, форм подведения итогов по основным разделам.

 

Например:

 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

На занятии в объединении по интересам применяется личностно-ориентированный подход к процессу обучения, учитываются возможности, творческая самостоятельность и инициатива учащихся. Программа  направлена на расширение познавательного интереса и информированности в данной образовательной области, обогащение навыков и умений совместной коллективной деятельности. Занятия в объединении по интересам  способствуют  социальной адаптации, оказывают влияние на самоопределение учащихся.

 При организации занятий используются: чтение стихов, конкурсные, игровые, развлекательные программы, которые помогают заинтересовать учащихся и сформировать устойчивый интерес к занятиям художественно-творческой деятельностью, а также создают благоприятную эмоциональную атмосферу на занятиях.

Задачи программы реализуются через использование следующих форм и методов обучения: наглядные (просмотр, наблюдение, показ видеоматериалов), практические (творческая работа), словесные (рассказ,  беседа, общение, рекомендация).

При обучении используются следующие типы занятий:

  • комбинированный;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

Формы организации  учащихся на занятии: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, выставки творческих  работ.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Литературные и информационные источники указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

Например:

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

(Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2011; Поддубская, Г.С.)

 

 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Дополнительное образование детей и молодежи сегодня представляет собой особую сферу общественной жизни и системы образования, где тесным образом соединены интересы личности, общества и государства.

Каждый учащийся имеет право выбора обучаться в одном или нескольких объединениях по интересам.

Учащиеся не могут быть записаны в объединение, если в это же время ребенок находится в школе или на занятиях в другом объединении.

Прием учащихся осуществляется на основании заявления. Учащиеся с 14 лет имеют право писать заявления сами. За несовершеннолетних до 14 лет, заявления пишут только их законные представители – родители, усыновители или опекуны.

Согласно Кодекса об образовании указано, что прием учащихся в объединения по спортивно-техническому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и военно-патриотическому, хореографическому профилю осуществляется на основании документов: медицинской справки о состоянии здоровья и заявления+ копия свидетельства о рождении (до 10.09). Если данные документы отсутствуют, то учащийся не допускается к занятиям.

 

Продолжительность и частота занятий

 

Возраст учащихся

 

Количество учебных часов и количество занятий в неделю

Дошкольный возраст до 6 лет

По 1 учебному часу не более 2 раз в неделю

6-8 лет

До 2 учебных часов 1 раз в неделю

3-4 учебных часа не менее 2 раз в неделю

9-10 лет

До 2 учебных часов 1 раз в неделю

3-4 учебных часа не менее 2 раз в неделю

5-6 учебных часа не менее 3 раз в неделю

11-13 лет

До 2 учебных часов 1 раз в неделю

3-4 учебных часа не менее 2 раз в неделю

5-6 учебных часа не менее 3 раз в неделю

7-8 учебных часа не менее 3 раз в неделю

14 лет и старше

До 3 учебных часов 1 раз в неделю

4-8 учебных часов не менее 2 раз в неделю

9-12 учебных часов не менее 3 раз в неделю

 

Учащиеся не могут заниматься в объединениях свыше 4 часов без перерыва на обед [4,5].

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

 Журнал планирования и учета работы объединения по интересам является основным документом, отражающим содержание работы с учащимися.

Все записи в журнале должны вестись четко, аккуратно и регулярно.

Журнал ведется чернилами одного (синего или фиолетового) цвета. Не допускаются исправления, пометки, заклеивания, использование корректора. В зависимости от того, на каком языке ведется обучение, журнал может вестись на русском или белорусском языках. Все страницы журнала нумеруются, начиная с первой страницы.

Порядок заполнения журнала

  1. На обложке журнала и титульном листе записывается полное название объединения по интересам и учреждения дополнительного образования детей и молодежи; фамилия, имя, отчество педагога (полностью), учебный год.
  2. Первая страница журнала заполняется в соответствии с имеющимися графами.
  3. На третьей странице указываются номера страниц в соответствии с содержанием.
  4. На последующих страницах журнала записывается план работы объединения по интересам на учебный год, который состоит из следующих разделов:

Раздел I. Цели и задачи. Переписываем из программы.

Например: Цель: создание благоприятных условий для обучения, воспитания и творческого развития учащихся посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству, его истории и традициям.

Задачи: - способствовать закреплению и усовершенствованию технических навыков работы с различными материалами (бисер, природный и бросовый материал, ткань, нитки);

- способствовать овладению более сложными приёмами рукоделия, расширению представлений о различных видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах и ремёслах (плетение, изготовление кукол-оберегов);

- развивать образное мышление, фантазию, мелкую моторику рук;

-  воспитывать аккуратность, трудолюбие;

-  прививать художественный вкус, приобщать учащихся к народным традициям.

Раздел II. Организационная работа. В данном разделе излагаются организационные условия эффективности образовательного процесса: мероприятия по комплектованию объединения по интересам, планированию его деятельности, подготовке кабинета и оборудования к новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по направлениям деятельности объединения, проведение организационных собраний с учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.

Например: 1.Подготовка кабинета к учебному году (до 01.09)

2.Планирование работы объединения по интересам (до 01.09)

3.Комплектование группы обучающихся (до 10.09)

4.Подготовка наглядных пособий и дидактических материалов (в течение года)

5.Оформление документации педагога дополнительного образования (в течение года)

  1. Организационное собрание с учащимися и родителями (___.09)
  2. Выбор старосты (до 15.09)
  3. В объединении занимаются учащиеся ___- ___ классов ГУО «……средняя школа» Пинского района
  4. Расписание занятий:

1-е полугодие – среда 15.00-16.40                 суббота 10.00-11.40               

 2-е полугодие – среда 15.20-17.00                суббота 10.00-11.40                   

                         

Раздел III. Учебно-тематический план. В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и практические занятия в соответствии с образовательной программой объединения по интересам. Первым записывается вводное занятие, последним – итоговое. Графа «Всего (часов)» находится внизу страницы.

Раздел IV. Воспитательная работа.  В данном разделе раскрывается содержание воспитательной деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в объединении по интересам. Это традиционные дела объединения, мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах, экскурсии и др. В данном разделе плана необходимо отразить все направления воспитательной работы с учащимися: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, эстетическое, интеллектуальное, формирование здорового образа жизни и т.д.

Например: 1. Диспут ”В жизни всегда есть место подвигу» (ноябрь)

  1. Беседа ”Моя безопасность в моих руках“ (декабрь)
  2. Интеллектуальная игра «Остров сокровищ» (январь)
  3. Спортландия «Вперед за победой» (март); и др.

Раздел VСвязь с учебными учреждениями, общественностью, родителями.  В данном разделе определяется связь объединения по интересам с научными, профильными учреждениями, предприятиями, общественными организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием сроков проведения мероприятий. Предусматривается работа с родителями (индивидуальная работа, проведение родительских собраний, совместные мероприятия с родителями), выступления, выставки.

Например: 1.День открытых дверей (сентябрь, январь).

2.Проведение родительских собраний (декабрь, апрель).

3.Проведение открытых занятий для родителей (декабрь, май).

4.Вовлечение родителей в образовательный процесс через организацию участия их в подготовке и проведении мероприятий, праздников, оформлении персональных детских выставок (в течение учебного года).

5.Организация встреч с инспектором ИДН (ноябрь).

6.Организация встреч с сотрудниками МЧС (декабрь, май).

Раздел VI. Методическая работа. В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, в работе методических объединений педагогов дополнительного образования), содержание методической работы (разработка программных и методических материалов, организация и проведение открытых занятий объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).

Например: 1.Изучение нормативных документов (в течение года)

2.Изучение новинок методической литературы по направлению деятельности (в течение учебного года).

3.Работа над темой самообразования «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми» (2020/2021  уч.г.).

4.Изготовление наглядных и дидактических материалов (в течение учебного года).

5.Подбор материалов, сценарных разработок для проведения воспитательных мероприятий (в течение уч. года).

6.Формирование портфолио, образовательно-методического комплекса педагога дополнительного образования (планы-конспекты открытых занятий, методические разработки, сценарии воспитательных мероприятий, проводимых в объединении по интересам и т. д.) (в течение учебного года).

7.Подготовка и проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий(ноябрь 2020г., апрель 2021 г.).

8.Участие в работе педагогического и методического советов (по плану школы).

9.Участие в работе творческой лаборатории «Скарбница» педагогов дополнительного образования (по плану ЦТДиМ).

  1. Календарный план работы объединения по интересам составляется в соответствии с учебно-тематическим планом и разделяется на кварталы (месяцы). План отражает подробное изучение тем в течение учебного года, указывается необходимое количество часов и дата проведения. Двухчасовое занятие в календарном плане и разделе «Учет посещения занятий» не делится по 1 часу, одна и та же дата дважды не пишется.
  2. Раздел журнала «Сведения о членах объединения по интересам» заполняется по состоянию на 10 сентября и содержит все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об учащихся обновляются. В графе «Дата вступления в объединение» указываются число, месяц, год. Если объединение по интересам 2-го года обучения, дата вступления – прошлого года. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся, напротив фамилии таких учащихся в последней графе делается запись «выбыл» и вписывается дата и причина. (сообщается директору и оформляется приказом об отчислении).
  3. В разделе «Учет посещения занятий» педагог записывает фамилии и имена детей, делает в записи о факте проведения занятий. Этот раздел заполняется педагогом на каждом занятии: дату проведения и тему необходимо записать в начале занятия, а количество отработанных часов и подпись – после занятия. Фамилия и имя учащихся записываются полностью. Отсутствующих на занятиях учащихся отмечает буквой «н». Часы и даты занятий должны соответствовать утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине журнала, должны полностью соответствовать датам занятий объединений на правой половине листа и расписанию.

На правой странице разворота фиксируется тема занятия, дата и количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планом.

В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога, пропущенные даты занятий на левой половине листа не указываются, на правой половине в строке дата и тема, делается запись. Например, с 15 по 30 октября - больничный лист; с 20 марта по 10 апреля – командировка, приказ № 45 от 05.03.2011.

В случае переноса занятия по заявлению педагога и согласно приказу о переносе занятия, дата проведения занятия проставляется по факту, а напротив даты планируемого занятия пишется: перенос занятия на _______, или с ___________, и прописывается дата и № приказа.

  1. В разделе «Занятия по мерам безопасности» ведется учет работы педагога по обучению правилам безопасного поведения, направленной на предотвращение несчастных случаев и профилактику детского травматизма. Заполняется список учащихся, отмечаются даты проведения занятий по правилам безопасного поведения учащихся, записывается содержание занятия, ставится подпись педагога.

В первый день учебного года (на первом занятии объединения по интересам) педагог дополнительного образования проводит ознакомление обучающихся с правилами поведения в учреждении и за его пределами с обязательной записью на специально отведенной странице журнала. Перед уходом на каникулы педагоги дополнительного образования напоминают обучающимся правила безопасного поведения на улице и дороге, в общественном транспорте, на водоёме, в лесу, при грозе, Правила пожарной безопасности и т.д. с записью в соответствующем журнале.

Занятия проводится по мере необходимости (обязательно – при каждом выходе группы учащихся на соревнования, конкурсы, экскурсии и т.п.), но не реже одного раза в месяц. Количество занятий зависит от специфики и требований образовательной программы.

Журнал должен быть у педагога на каждом занятии, хранится в учительской!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Примерный план по самообразованию

развернуть

Самообразование

 

 

«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью».

(Г.М.Коджаспирова)

 

САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

 

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

 

Примерные темы по самообразованию

раскрыть »

Рекомендации по оформлению материалов по самообразованию

« свернуть

План работы по самообразованию

 

_____________________________________________________

(ФИО, должность)

__________________________________________________________________

 

Тема: _____________________________________________________________

 

Цель: _____________________________________________________________

 

№№ п/п

Направления работы

Сроки

выпол-нения

Отметка о выполнении

Приме-чание

I

 

 

 

 

II

 

 

 

 

III

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

Выводы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

По итогам составляется отчет о работе по теме самообразования.

 

Формы отчета: презентация, творческий отчет, проведение открытого образовательного мероприятия по проблеме, оформление методических (учебных) материалов и т.п.

 

свернуть

Программа объединения по интересам "Новое поколение" (социально-педагогический профиль)

развернуть

Программа объединения по интересам "Чердачок" (художественный профиль)

развернуть

Типовая программа (туристско-краеведческий профиль)

развернуть

Типовая программа (эколого-биологический профиль)

развернуть

Типовая программа (художественный профиль)

развернуть

Типовая программа (технический профиль)

развернуть

Типовая программа (естественно-математический профиль)

развернуть

Типовая программа (военно-патриотический профиль)

развернуть

Типовая программа (социально-экономический профиль)

развернуть

Типовая программа (общественно-гуманитарный профиль)

развернуть

Типовая программа (культурно-досуговый профиль)

развернуть

Рекомендации по ведению журнала

Структура образовательной программы

Учебно-программная документация по Кодексу

Как подготовить открытое занятие