Документы Министерства образования РБ

Методические рекомендации 2019-2020 ( художественный, культурно-досуговый, социально-педагогический, общественно-гуманитарный профили)

07.09.2019
развернуть


Особенности организации дополнительного образования
детей и молодежи в 2019/2020 учебном году
(художественный, культурно-досуговый, социальнопедагогический, общественно-гуманитарный профили)
Система дополнительного образования детей и молодежи является
неотъемлемой составной частью образовательного пространства в
Республике Беларусь. Организация образовательного пространства
ориентирована на развитие творческих, интеллектуальных интересов и
способностей учащихся, физического совершенствования, адаптации к
жизни в социуме. Деятельность учреждений дополнительного образования
детей и молодежи характеризуют практико-ориентированная основа
обучения, внедрение инновационных педагогических технологий в
образовательный процесс, направленность содержания образовательной
деятельности на социальную адаптацию и профессиональное
самоопределение учащихся.
Задачами дополнительного образования детей и молодежи в 2019/2020
учебном году являются:
 увеличение видов и направлений образовательной деятельности и
расширение в связи с этим возможностей для удовлетворения
различных интересов и запросов учащихся, их родителей, общества;
 усиление воспитательной функции учреждений дополнительного
образования детей и молодежи, формирование гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности и способности к успешной социализации и
адаптации на рынке труда, что особенно актуально в 2018 – 2020
годах, объявленных в нашей стране Годами малой родины;
 обновление программно-методического обеспечения
образовательного процесса, его содержания в соответствии с
современными требованиями к дополнительному образованию;
 дальнейшее развитие взаимодействия и партнерства различных
институтов, заинтересованных лиц в вопросах реализации
творческих, социально значимых проектов, акций, инициатив детей
и учащейся молодежи.
Деятельность системы дополнительного образования детей и
молодежи регламентируется Кодексом Республики Беларусь об
образовании, Государственной программой «Образование и молодежная
политика на 2016–2020 годы», Концепцией непрерывного воспитания
детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы, Положением об
учреждении дополнительного образования детей и молодежи, Концепцией
информационной безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1 и
2
другими документами. При организации деятельности объединений по
интересам рекомендуется руководствоваться нормативно-правовыми
документами, обозначенными в «Перечне нормативно-правовых
документов по дополнительному образованию» (www.nchtdm.by).
В 2019/2020 учебном году Национальный центр художественного
творчества детей и молодежи продолжит реализацию республиканского
инновационного проекта «Внедрение модели республиканского
методического кластера как ресурса развития дополнительного
образования», целью которого является расширение использования
эффективных информационно-коммуникационных технологий,
продвижение инновационного педагогического опыта. Это требует от
регионов качественных изменений в системе и специфике деятельности
методических служб, умения работать в высокоразвитой информационной
среде и эффективно использовать ее возможности в профессиональной
деятельности.
Новой стратегией развития региональных учреждений
дополнительного образования детей и молодежи является их становление
как центров научно-инновационной образовательной и методической
деятельности. Рекомендуется создание в учреждениях постоянно
действующих творческих лабораторий передового опыта, ресурсных
информационных центров с целью осуществления комплексной
методической и информационно-аналитической поддержки педагогов
дополнительного образования детей и молодежи.
Методическим службам следует активно внедрять такие формы
повышения педагогического мастерства, как самообразование, взаимное
обучение педагогов (наставничество), интерактивное взаимодействие
субъектов педагогической деятельности, изучение современных
технологий обучения и воспитания, новых достижений отечественного и
зарубежного опыта, а также обеспечивать открытость учреждения к
внешней информационной среде и эффективность использования ее
ресурсов в профессиональной деятельности.
Научно-методическая деятельность является ведущей в развитии
инновационных процессов. На базе 51 учреждения дополнительного
образования детей и молодежи действует 61 опорная методическая
площадка как региональный ресурсный центр сетевого взаимодействия
субъектов социально-культурной, образовательной среды. Рекомендуется
активнее использовать в деятельности учреждений дополнительного
образования детей и молодежи информационный банк данных опорных
методических площадок, а также информационную методическую базу
данных инновационного опыта (www.method.nchtdm.by).
Решению стратегических задач инновационного развития системы
дополнительного образования детей и молодежи будет способствовать
реализация новых проектов и кластерных инициатив в 2019/2020 учебном
году:
3
– II Республиканская научно-методическая сессия методических
служб УДОДиМ «Инновационный потенциал методических служб как
ресурс качества дополнительного образования детей и молодежи» (с
международным участием) (апрель);
– выпуск и издание научно-методического продукта по
результатам реализации инновационных проектов в учреждениях
дополнительного образования детей и молодежи;
 разработка и реализация республиканских и межрегиональных
проектов и программ (конференций, фестивалей, смотров-конкурсов),
стимулирующих развитие научно-методической, исследовательской,
проектной компетенций обучающихся и педагогов и др.

Продолжат работу республиканская дистанционная стажерская
площадка методистов, республиканское методическое объединение
педагогов изобразительного, декоративно-прикладного творчества,
республиканская лаборатория народного творчества. Педагогическим
работникам всех уровней образования предлагаем активно включаться в
работу данных формирований.
В 2019/2020 учебном году Национальный центр художественного
творчества детей и молодежи реализует ряд мероприятий в рамках
культурно-образовательного проекта «Беларускае народнае мастацтва і
дзеці», направленных на совершенствование этнокультурных
компетенций и мастерства педагогических работников, репрезентацию
наиболее ярких явлений белорусской народной культуры в
образовательном процессе, активизацию деятельности учреждений
дополнительного образования детей и молодежи в области
этнокультурного, патриотического воспитания детей и молодежи.
В октябре 2019 года состоится II Республиканский педагогический форум
«Стварэнне этнакультурнай прасторы як умова выхавання і сацыялізацыі
навучэнцаў у сістэме дадатковой адукацыі дзяцей і моладзі», который будет
содействовать дальнейшей интеграции педагогов дополнительного
образования в изучении, сохранении и использовании традиций народной
культуры в образовательном процессе.
В рамках педагогического форума состоится презентация лучших
работ Республиканского фестиваля проектов учащихся «Нашчадкі
традыцый», который направлен на совместную исследовательскопродуктивную деятельность учащихся и педагогов, совершенствование и
развитие исследовательских компетенций, стимулирование творческого
потенциала участников образовательного процесса в сфере изучения
белорусского культурного наследия.
В марте 2020 года будут подведены итоги II Республиканского
конкурса разработок литературного материала для детского театра,
который содействует обобщению и развитию опыта работы в
использовании современных подходов в воспитании учащихся средствами
4
театрального искусства, обогащению и обновлению репертуара детского
театра.
Предотвращению насилия в отношении учащихся, формированию
здорового образа жизни детей и молодежи будет способствовать
республиканский интернет-форум «Профилактика совершения
преступлений, жестокого обращения и насилия в отношении учащихся»
(октябрь-декабрь 2019 г.); республиканская декада методических
мероприятий по теме «Формирование здорового образа жизни,
ответственного и безопасного поведения у учащихся в учреждении
дополнительного образования детей и молодежи» (февраль 2020 г.) для
педагогических работников учреждений дополнительного образования
детей и молодежи.
Результатом целенаправленной методической работы по
формированию научно-методического обеспечения деятельности
учреждений дополнительного образования детей и молодежи, ее
инновационной направленности, обобщению и распространению
лучшего педагогического опыта являются подготовка и выпуск
методической продукции. В 2018/2019 учебном году Национальным
центром подготовлено и издано 33 методических сборника, которые
содержат материалы по нормативному, программно-методическому
обеспечению дополнительного образования детей и молодежи,
управленческой деятельности, повышению профессиональной
компетентности педагогических кадров, развитию детских и молодежных
инициатив. Педагогам дополнительного образования предлагается
активно использовать данные материалы при организации
образовательной деятельности (электронные версии изданий
представлены на сайте www.nchtdm.by в разделе «Электронная
библиотека»). Рекомендуем использовать в педагогической практике
материалы сборников по проведению открытых межрегиональных
мастер-классов педагогов дополнительного образования в области
народного декоративно-прикладного творчества и музыкального
фольклора «Абрадавая атрыбутыка і народная лялька ў святочнай
культуры беларусаў» (выпуск 3), «Проектная деятельность в
объединениях по интересам декоративно-прикладного творчества:
технологии, опыт, качество», «Научно-исследовательская и проектная
деятельность учреждений дополнительного образования детей и
молодежи», «Эффективность методической деятельности в
непрерывном профессиональном образовании педагога»,
«Дополнительное образование: методическая служба – педагогупрактику», «Воспитательный потенциал учреждений дополнительного
образования детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы» и др.
В фонде методического кабинета Национального центра
художественного творчества детей и молодежи представлены материалы
(печатный и электронный варианты) победителей XVIII Республиканской
5
выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и
творчества учащейся молодежи, посвященной Году малой родины.
Выставочные материалы ярко и убедительно показывают широкие
возможности учреждений дополнительного образования детей и молодежи
республики в гражданском и патриотическом воспитании учащихся,
уникальный региональный опыт, инновационные практики и сетевые
проекты:
Брестская область – сборники методических материалов «Помни
истоки свои» и «Что ты знаешь о своём городе?» Центра дополнительного
образования детей и молодёжи г. Бреста,
Витебская область – серия методических и практических
материалов Витебского городского центра дополнительного образования
детей и молодежи («Маляванка – культурное наследие родного края»),
Гомельская область – представлены новые формы гражданскопатриотического воспитания через проведение сетевой интерактивной
игры – энкаунтер, («Энкаунтер как инновационная форма гражданского и
патриотического воспитания подростков»),
Гродненская область – материалы по реализации проектноисследовательской и социально значимой деятельности учащихся
представлены научно-методическими разработками Лидского и
Гродненского районных центров творчества детей и молодежи
(«Воспитание патриотизма: от истоков к созиданию»),
Минская область – спецвыпуск журнала «Моя малая родина –
Смиловичи» посвящен формированию интереса учащихся к
художественной культуре своей малой родины через экскурсионные
программы по музею «Пространство Хаима Сутина» Центра творчества
детей и молодежи им. Х. Сутина,
Могилевская область – материалы «Школа юных экскурсоводов
«АГАТ-ТУР» Центра творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева,
г. Минск – активная форма гражданского и патриотического
воспитания представлена через реализацию проекта «Интерактивная карта
Заводского района г. Минска» Дворца детей и молодежи «Золак».
Комплексное внедрение результатов функционирования
республиканского методического кластера учреждений дополнительного
образования детей и молодежи в практику образовательного процесса
будет способствовать приобщению учащихся к истории и культуре своей
страны, воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции,
созданию условий для развития интеллектуальной, духовно-нравственной
культуры учащихся, активизации творческих способностей
самореализации и саморазвития.
С целью распространения эффективного педагогического опыта по
актуальным вопросам профессиональной деятельности на портале
(http://method.nchtdm.by/respublikanskij_metodicheskij_klaster/) создан
6
«Навигатор республиканского методического кластера», который состоит
из следующих модулей:
 нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности,
 нормативное, научно-методическое сопровождение
республиканского методического кластера,
 информационный банк опорных методических площадок,
 реализация международных и республиканских мероприятий,
 информационно-методическая база данных инновационного
педагогического опыта, эффективных практик дополнительного
образования детей и молодежи по четырем профилям
(художественный, культурно-досуговый, социальнопедагогический, общественно-гуманитарный),
 Республиканский консалтинговый центр,
 консультационный сетевой навигатор.
В деятельности учреждений дополнительного образования детей и
молодежи одним из основных направлений является широкое внедрение
информационно-коммуникационных технологий и современных сетевых
сервисов. Рекомендуем на интернет-сайтах учреждений активно
использовать технологии дистанционного обучения. Этому будет
способствовать веб-приложение «Moodle» (модульная объектноориентированная динамическая обучающая среда), предоставляющее
возможность организовывать онлайн-обучение для педагогических
работников и учащихся по всем направлениям художественного
творчества, а также активно использовать облачные сервисы сети
Интернет – Google, Mail, Яндекс.
Следует продолжить работу по активному использованию
социальных сетей для создания положительного имиджа учреждения и
продвижения своих услуг, проведения конкурсов, выставок, опросов,
голосований.
Задачи качественного программно-методического обеспечения
дополнительного образования детей и молодежи, постоянное обновление
их содержания, разработка программ нового поколения с учетом развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы попрежнему остаются актуальными в деятельности учреждений
дополнительного образования детей и молодежи.
В 2019/2020 учебном году особое внимание следует уделить:
 пересмотру, корректировке (при необходимости) и разработке
программ базового уровня освоения предметной области с
учетом типовых программ (Постановление Министерства
образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123
Об утверждении типовых программ дополнительного
образования детей и молодежи, http://edu.gov.by) по профилям
деятельности;
7
 использованию ресурсов дополнительного образования детей
и молодежи для организации допрофильной подготовки
учащихся. Целесообразно продолжить разработку программ
объединений по интересам с повышенным уровнем изучения
образовательной области, темы, учебного предмета или
дисциплины в соответствии с приказом Министерства
образования от 23.10.2017 № 641 «Об условиях утверждения
программ с повышенным уровнем освоения образовательной
области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины»;
 совершенствованию программно-методического обеспечения
образовательного процесса, выявлению передового
педагогического опыта, ориентированного на развитие форм
образовательной деятельности, интеграции учащихся с
особенностями психофизического развития.
Программно-методические материалы представлены в
«Электронной библиотеке», раздел «Программно-методическое
обеспечение образовательного процесса» (сайт www.nchtdm.by).
С целью совершенствования качества и эффективности
программного обеспечения, выявления инновационных идей, методик и
технологий, распространения лучшего опыта работы в 2019/2020 учебном
году состоятся республиканские конкурсы программ объединений по
интересам хореографического и декоративно-прикладного направления.
Основная задача конкурсов – удовлетворить возросший интерес к
различным видам современного танцевального и декоративноприкладного творчества, показать лучшие образцы программного
обеспечения данных направлений.
В 2020 году Национальный центр художественного творчества детей
и молодежи проводит республиканский конкурс программ объединений по
интересам социально-педагогического профиля. Реализация программ
объединений по интересам социально-педагогического профиля
содействует освоению учащимися социального опыта, приобретению ими
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни, овладению некоторыми знаковыми системами,
созданными человечеством, нормами и правилами поведения,
социальными ролями. Целью реализации программ социальнопедагогического профиля является социально-педагогическая поддержка
становления и развития личности как нравственного, ответственного и
инициативного гражданина.
Педагогическим работникам рекомендуем активно включаться в
проведение республиканских конкурсов.
Одной из составляющих образовательного процесса является
организация воспитательной работы в учреждении. В центре внимания
воспитательной деятельности учреждений в новом учебном году –
вопросы идейно-воспитательной работы: формирование
8
гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности
на основе государственной идеологии, подготовка к самостоятельной
жизни и труду, овладение навыками здорового образа жизни, создание
условий для социализации и саморазвития личности, формирование
активной гражданской позиции, стимулирование интереса детей и
молодежи к решению актуальных проблем общества.
В Национальном центре художественного творчества детей и
молодежи сложилась система работы, ориентированная на удовлетворение
разносторонних культурных и духовных потребностей учащихся,
формирование досуговой культуры, организацию свободного времени и
досуга через познание, просвещение, общение, поддержку детских и
молодежных инициатив, развитие художественного вкуса, эстетического и
интеллектуального роста. Целенаправленная деятельность учреждения в
данном направлении осуществляется совместно с учреждениями
дополнительного образования детей и молодежи страны в рамках
реализации республиканских образовательных проектов с участием детей,
учащейся и студенческой молодежи.
В 2019/2020 учебном году Национальным центром художественного
творчества детей и молодежи будут реализованы творческие проекты,
способствующие личностному росту и социальной адаптации детей и
молодежи, их творческой самореализации, гражданско-патриотическому,
духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения,
воспитанию культуры досуга.
В 2019/2020 учебном году запланирован ряд республиканских
выставок, которые способствуют популяризации изобразительного и
декоративно-прикладного творчества, приобщению учащихся к мировому,
национальному наследию, художественным традициям и являются
презентацией их достижений:
– XXIII Республиканская выставка-конкурс декоративноприкладного творчества учащихся «Калядная зорка»;
– Республиканский конкурс детского творчества «АрхНовация –
2019» (совместно с Министерством архитектуры и строительства
Республики Беларусь);
– VII Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети
на планете»;
– Республиканская выставка-конкурс детского творчества
«Между небом и землей» (соломоплетение и керамика);
– Республиканский конкурс детского творчества «Дети и
авангард», посвященный белорусским художникам-авангардистам и
современным писателям;
– Республиканская выставка-конкурс детского творчества
«Салют Победы!», посвященная 75-летию Победы в Великой
Отечественной войне, в рамках которой пройдет социально-творческая
акция «О подвиге прапрадедов мы помним» (совместно с Минской
9
городской организацией белорусского общественного объединения
ветеранов) и др.
Выставочное пространство является престижной площадкой для
проведения республиканских и международных мероприятий, средством
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, местом
организации педагогического взаимодействия по повышению
профессионального мастерства и презентации опыта. Рекомендуется
активизировать деятельность творческих коллективов по вовлечению
учащихся в данный вид деятельности, особое внимание уделяя качеству и
эстетическому уровню предоставляемых работ.
Задачи совершенствования работы по художественноэстетическому воспитанию учащихся, сохранению белорусских
национальных традиций, пропаганды современных направлений и лучших
образцов художественного творчества решаются в ходе реализации
республиканских творческих проектов:
– Открытый фестиваль-конкурс детского творчества «Творчество
без границ». Номинации: «Хореография», «Вокал», «Инструментальный
жанр», «Театр», «Цирковой жанр», «Художественное слово», «Театр
моды» (ноябрь 2019 г.);
– Республиканский смотр-конкурс хорового творчества «Спяваем
разам» (ноябрь 2019 г. – март 2020 г.);
– Республиканский онлайн-конкурс литературных работа «Наш мир
– Земля» в рамках VII Международного конкурса детского рисунка
«Дружат дети на планете» (май – август 2020 г.);
– IV Республиканский конкурс юных мастеров по
соломоплетению и керамике (в рамках II Республиканского
педагогического форума);
– Республиканский заочный конкурс литератруных работ
«Зямля пад белымі крыламі», посвященный 90-летию В. Короткевича;
– Республиканский конкурс юных журналистов «Ты – в эфире»
(ноябрь 2019 г.);
– XXVII Республиканский чемпионат по интеллектуальным играм
среди школьников (апрель 2020 г.);
– Национальный детский форум. Республиканский конкурс «Лидер
года – 2020» (май 2020 г.);
– серия обучающих семинаров для лидеров (по отдельному плану).
При подготовке и проведении массовых мероприятий рекомендуется
активно использовать современные интерактивные и мультимедийные
технологии.
Существенным фактором гражданского становления подрастающего
поколения является активная социализация и формирование у учащихся
таких качеств, как социальная ответственность, неравнодушное
отношение к судьбе страны, к судьбе своей малой родины. Воспитание
гражданина и патриота своей страны, который уважает и почитает
10
традиции своего народа, гордится его материальной и духовной
культурой, – одна из главных задач воспитания.
С целью формирования гражданской ответственности за свое
будущее и будущее своей семьи, повышения престижа семьи
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
проводит Республиканский конкурс творческих работ учащейся молодежи
«Мая сям’я, мой дом – мая Радзіма» (февраль-ноябрь 2020 г.).
Положения о проведении мероприятий с участием детей и молодежи
размещены на сайте www.nchtdm.by, а также представлены в сборнике
«Педагогические ориентиры. Выпуск 9». При подготовке к участию в
республиканских мероприятиях 2019/2020 учебного года рекомендуется
использовать аналитические материалы по итогам проведения фестивалей,
конкурсов, выставок и др. (сайт www.nchtdm.by, рубрика «Мероприятия»).
При организации образовательного процесса в объединениях по
интересам художественного профиля педагогу дополнительного
образования необходимо решать следующие задачи: выявлять,
поддерживать и развивать творчески одаренных и талантливых детей,
совершенствовать традиционные формы проведения занятий, внедрять
методы индивидуализации и дифференциации обучения, создавать
условия для проявления и развития личности как индивидуальности.
Органичной частью образовательного процесса должна стать подготовка и
реализация творческих проектов, формирующих у учащихся
положительную мотивацию к изучению образовательной области,
предмета и стимулирующих творческую активность и инициативу.
Рекомендуется планировать работу объединений по интересам
(декоративно-прикладное искусство, музыкальный фольклор,
фольклорный театр) и осуществлять подбор материала для занятий на
основе белорусских народных традиций с учетом локальных особенностей
региона, принимая во внимание синкретичность народного искусства.
Задачей педагога дополнительного образования является формирование у
учащихся мотивационно-ценностного отношения к белорусской народной
культуре и традициям.
Следует обратить внимание на создание особой атмосферы
творческого сотрудничества, включение методики активного и
интенсивного обучения учащихся с использованием современных
достижений педагогической науки и практики, средств информационнокоммуникационных технологий, воспитанию у учащихся зрительской и
эстетической культуры, развитию навыков исполнительского мастерства
через включение в репертуар объединений по интересам лучших образцов
белорусского и мирового искусства.
В Национальном центре художественного творчества детей и
молодежи сформирована система работы с любительскими коллективами
художественного творчества со званием «Образцовый», «Народный»,
«Заслуженный», направленная на совершенствование гражданско-
11
патриотического и эстетического воспитания, удовлетворение культурных
интересов детей и молодежи. Руководителям учреждений рекомендуется
создавать условия для их развития, оказывать максимальное содействие в
их деятельности, обеспечивать программное, научно-методическое,
психолого-педагогическое сопровождение художественно-творческой
деятельности.
Следует продолжить работу в шестой школьный день, особое
внимание уделяя вовлечению в мероприятия детей, находящихся в
социально опасном положении, состоящих на учете в ИДН,
воспитывающихся в замещающих семьях, с учетом их интересов и
способностей. Суббота – благоприятный день для проведения различных
воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных,
образовательных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы
с родителями.
В современных условиях воспитания возрастает значимость
педагогики досуга и использования игровых технологий. Для достижения
эффективности реализации воспитательного потенциала необходимо
профессиональное осмысление культурно-досуговой деятельности, знание
универсальных игровых приемов и поиск новых современных подходов.
При организации работы по осуществлению социальнопедагогической поддержки и оказанию психологической помощи
учащимся рекомендуем использовать методические материалы
Национального центра художественного творчества детей и молодежи
(www.nchtdm.by, раздел «Методический портал», подраздел «Страница
педагога-психолога»). Профилактическая работа должна осуществляться
на основе комплексного подхода, основанного на повышении
нравственной культуры учащихся, формировании ответственного
социального поведения, информационно-просветительской работе
совместно с другими социальными институтами.
Эффективными формами и методами работы по профилактике
противоправного поведения несовершеннолетних являются
индивидуальное и групповое консультирование, диспуты, игровое
моделирование, решение проблемных задач и ситуаций нравственноправового содержания, организация клубов, семейных конференций,
лекций, бесед. Важна реализация системных мероприятий по профилактике
правонарушений и преступлений среди учащихся, недопущению насилия и
жестокого обращения в отношении детей, формированию у учащихся
законопослушного поведения, нравственных ориентиров и жизненной
позиции.
С целью привлечения внимания учащихся к вопросам выбора
профессии целесообразно организовывать в рамках шестого школьного
дня образовательные досуговые мероприятия (конкурсы, беседы,
викторины, ток-шоу, агитбригады, ролевые игры, тематические встречи и
посещения организаций и предприятий), которые в игровой доступной
12
форме пропагандируют различные профессии и их общественную
значимость.
В Год малой родины рекомендуем использовать разнообразные
формы, средства и методы культурно-досуговой деятельности, которые
позволят наиболее полно донести до учащегося богатство духовного и
культурного наследия нашего народа (квест-игра, викторины на знание
архитектурных и природных памятников, литературных и музыкальных
произведений), познакомить с историей родного края (конкурсы,
виртуальные путешествия по страницам истории), биографией
знаменитых земляков (тематические вечера, концертные программы,
театрализованные представления), тематически разнообразить программы
при планировании мероприятий шестого школьного дня.
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
предлагает календарь мероприятий на учебный год (см. сайт Центра
www.nchtdm.by, а также сборник «Педагогические ориентиры. Выпуск
9»), который предоставляет возможность обучающимся всех уровней
основного образования принять в них активное участие. Благодаря
организационным, деловым и творческим контактам учреждений
образования можно качественно улучшить содержание и уровень
проведения различных мероприятий. Такое сотрудничество позволит
скоординировать и оптимизировать планы работы с обучающимися на
учебный год, в каникулярное время, шестой школьный день.

свернуть

Методические рекомендации 2019-2020 (техническое творчество)

07.09.2019
развернуть

Методические рекомендации

«Дополнительное образование детей и молодежи в 2019/2020 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты. Техническое творчество»

 

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2019/2020 учебном году будет проходить под знаком 90-летнего юбилея системы дополнительного образования детей и молодежи республики, история которой началась 10 ноября 1929 года, с момента создания Центральной детской технической станции и направлен на выполнение мероприятий Года малой родины, подготовке к  празднованию 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В новом учебном году, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2019 года №154 «О создании учреждения образования «Национальный детский технопарк» учреждением образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества» будет проведена большая подготовительная работа по открытию 1 января 2021 года учреждения образования «Национальный детский технопарк» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. http://pravo.by/upload/docs/op/P31900145_1555362000.pdf).

Основные задачи Национального детского технопарка:

формирование у детей и молодежи устойчивой мотивации к выбору будущей профессии в сфере высоких технологий;

формирование инновационного мышления через интеллектуальную и игровую деятельность, ознакомление с высокотехнологичными отраслями экономики и профессиями, их обеспечивающими.

Особенность работы Детского национального технопарка будет заключаться в круглогодичном режиме работы и обучении учащихся в возрасте от 10 до 17 лет по образовательным программам в рамках тематических смен. К работе в Детском технопарке будут привлекаться научно-педагогические кадры учреждений образования всех уровней, включая ведущих ученых Национальной академии наук Беларуси.

Реализация образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в Национальном детском технопарке позволит совершенствовать систему выявления и поддержки одаренных учащихся, развития у них интереса к научной, научно-технической и инновационной деятельности, стремления к личностным научным достижениям.

С началом работы Национального детского технопарка на базе действующих учреждений дополнительного образования детей и молодежи, реализующих образовательные программы технического, естественно-математического, эколого-биологического профилей, будут открыты, с учетом потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, в том числе специалистах технического профиля, высокотехнологичные площадки, лаборатории.

Регионами будет прорабатываться вопрос об открытии высокотехнологичных площадок, лабораторий в городах, где предусмотрена реализация мероприятий, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие населенного пункта.

Сетевое взаимодействие Национального детского технопарка и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи будет основано на обеспечении учреждениями дополнительного образования детей и молодежи организационного, педагогического, информационного, консультационного сопровождения учащихся, на этапе подготовки к отборочным мероприятиям для обучения в Национальном детском технопарке, а также на этапе сопровождения учащихся после очного обучения.

Задача региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи состоит в осуществлении образовательной деятельности, направленной на формирование мотивации детей и молодежи к овладению различными областями науки и техники. Для создания интерактивного развивающего пространства, в котором дети в активной форме могут исследовать окружающий мир и овладевать различными научными и технологическими инновациями, будет привлечена ресурсная база предприятий, научных организаций, учреждений образования региона.

Эффективным механизмом организации работы по ранней профориентации учащихся станут учебно-ознакомительные мероприятия на базе предприятий и организаций областей и г. Минска, учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, привлечение к работе с учащимися ученых и специалистов организаций и предприятий, научных организаций и учреждений образования.

Предусматривается расширение сети объединений по интересам, направлений проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества, соответствующих наиболее перспективным направлениям развития современной науки и техники. В таких объединениях будут созданы условия для продолжения исследований, проведенных учащимися в Национальном детском технопарке, подготовки учащихся к республиканским и международным конкурсам, олимпиадам, научно-практическим конференциям.

В новом учебном году приобретает важность реализация в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи образовательной программы социально-экономического профиля. Программы объединений по интересам, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся будут наиболее актуальны в свете Постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 241/6 «О плане совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019-2024 годы» (Совет Министров Республики Беларусь.

http://www.government.by/upload/docs/file5124452b7cb6f63a.PDF).        

В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от  28 марта 2016 г. №250 «Государственная программа «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы» (глава 14. Общая характеристика и направления реализации подпрограммы 8 «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи» (Совет Министров Республики Беларусь. http://www.government.by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF) предусматривается совершенствование организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, в том числе на повышенном уровне изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины. С программами дополнительного образования детей и молодежи, которые реализуются в учреждениях образования детей и молодежи республики на повышенном уровне изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, можно ознакомиться по ссылке: Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/departments/organizational-and-methodological/2014-12-11-10-11-26. Республиканский центр инновационного и технического творчества планирует проведение республиканского семинара педагогов дополнительного образования на тему: «Особенности разработки и реализации программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или образовательной дисциплины».

            В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году следует уделить особое внимание подготовке к участию в республиканском конкурсе «JuniorSkills Belarus» (Республиканский центр инновационного и технического творчества http://rcitt.by/2016-01-23-07-50-56). 
            Цель конкурса – совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся учреждений общего среднего образования, создание возможностей для освоения ими основ профессиональных компетенций. Конкурс проходит в четыре этапа: первый этап (отборочный) – в учреждениях образования; второй этап (отборочный) – районный, районный для городов, имеющих деление на районы, городской (кроме 
г. Минска); третий этап (отборочный) – областной, Минский городской; четвертый этап (заключительный) – республиканский. Заключительный этап конкурса состоится весной 2020 года в г. Минске.          

В рамках экспериментального проекта «Апробация программ объединений по интересам по основам профессиональной подготовки в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи» и в целях оказания методической помощи учреждениям образования республики по реализации программ объединений по интересам, связанных с конкурсными номинациями, Республиканский центр инновационного и технического творчества подготовил сборник: Программы объединений по интересам (номинации конкурса «JuniorSkills Belarus»: учебно-методическое пособие / сост. Н.В. Альхимович. − Минск: РЦИиТТ, 2019. (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/departments/organizational-and-methodological/2014-12-11-10-11-26).

В своей работе педагоги дополнительного образования смогут использовать материалы XVIII республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи которая проводилась в рамках Года малой родины и республиканского семинара теме: «Актуальный опыт реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля», который состоялся в рамках выставки (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/departments/organizational-and-methodological/buro).

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи будут проанализированы результаты выступления учащихся на конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» – совместного проекта Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки Российской Федерации, который состоялся в мае 2019 года в г. Королев Московской области (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/doings/item/1212-xxi). В новом учебном году определение приоритетов и подготовка к участию в финале конкурса 2021 года станет наиболее важной задачей в работе объединений по интересам.

Подведением итогов реализации программы объединений спортивно-технического профиля в новом учебном году станет проведение межкружковых, районных, городских, областных соревнований по судомодельному, авиамодельному, ракетомодельному, автомодельному спорту, картингу, мотоспорту. Сильнейшие спортсмены-техники примут участие в республиканской спартакиаде учащихся по техническим видам спорта «ТехноСпорт».

Подготовка к ежегодному республиканскому конкурсу научно-технического творчества учащихся «ТехноИнтеллект» − важное направление работы объединений по интересам.

Конкурс − стартовая площадка для создания молодежных инновационных проектов, возможность реализовать научные и познавательные интересы, заложить фундамент своей будущей учебы в высшем учебном заведении и работы в интересующей области.

Конкурс «ТехноИнтеллект» представляет совместный проект Республиканского центра инновационного и технического творчества, и Института интегрированных форм обучения, и мониторинга образования Белорусского Национального технического университета. (Белорусский Национальный технический университет http://www.bntu.by/tehnointellekt-bntu).

В Республиканском центре инновационного и технического творчества продолжат работу и будут открыты для посещения учащимися и педагогами: республиканская выставка инновационного и технического творчества учащейся молодежи (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/departments/exhibition); информационный центр по атомной энергии (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/information-center-atomic-energy); интерактивная просветительская студия «Экотехнум» (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/2017-10-11-12-40-13); музей истории профессионального образования Республики Беларусь; экспозиция выставки научно-технологического парка БНТУ «Политехник» (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/2014-12-11-10-24-48).

При реализации программы объединений по интересам в каникулярное время, а также в шестой школьный день педагоги дополнительного образования смогут воспользоваться методическими пособиями, подготовленными Республиканским центром инновационного и технического творчества: «Программы объединений по интересам. Техническое творчество. Шестой школьный день», «Программы объединений по интересам. Летние каникулы. Техническое творчество» (Республиканский центр инновационного и технического творчества. http://rcitt.by/departments/organizational-and-methodological/2014-12-11-10-11-26).

В новом учебном году в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи будет продолжен постепенный переход от реализации традиционных программ объединений по интересам к программам, включающим проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество по наиболее перспективным и востребованным молодежью направлениям развития современной науки и техники.

свернуть